Artifort
Вешалка для обоев и обойщик Жюль Вагеманс (1866-1943) заложил основу голландского производственного бренда Artifort, когда в 1890 году открыл свое ателье по изготовлению мебели на заказ H. Wagemans & Van Tuinen в Маастрихте. В 1920 году его сын Хенрикус Вагеманс (1892-1948) встал у руля и переориентировал компанию на производство прочных, хорошо изготовленных мягких кресел и других сидений в традиционных стилях. В 1927 году Хенрикус изменил название компании на Artifort, которое он получил от латинских слов “ars”, что означает “искусство", и “fortis", что означает “сила”. Двигаясь по пути все более прогрессивного подхода к дизайну, в начале 1930-х годов компания Artifort приобрела патент на пружины из стальной проволоки “Epeda”, которые уже использовались в матрасах и автомобильных сиденьях, но никогда раньше не использовались в домашней мебели. Это нововведение позволило Artifort производить более удобные кресла и диваны за меньшее время и с меньшим количеством материалов.
В 1939 году голландский дизайнер Тео Рут (1915-1971) стал главой отдела дизайна и разработок—должность, которую он занимал до своей смерти в 1971 году,—и сыграл важную роль в становлении Artifort как одной из самых ориентированных на дизайн компаний 20-го века. После Второй мировой войны, под руководством сына Хенрикуса Х. Дж. Дж. (Гарри) Вагеманс (р. 1921), Артифорт приобрел формовочную машину высокого давления, которая позволяла создавать гораздо более минималистичные, но мягкие конструкции. Ранние примеры этого сокращенного стиля включают стул Рут Конго (1952) и стул Пингвина (1953).
Фирменная яркая и биоморфная эстетика Artifort полностью расцвела, когда голландский дизайнер Хо Лян Ие (1927-1975) согласился консультировать компанию, начиная с 1958 года. В дополнение к разработке ряда знаковых работ для Artifort, Хо инициировал важное сотрудничество с иностранными дизайнерами, в частности с французским дизайнером Пьером Полином (1927-2009) и британским дизайнером Джеффри Харкортом (р. 1935). Поскольку вкусы к дизайнам космической эры достигли пика в 1960-х и 1970-х годах, Artifort добился международного успеха, особенно благодаря красочным “скульптурам сидений” Полина, покрытым джерси, таким как Стул с долькой апельсина (1960), Стул с грибами модели 560 (1963), Стул с лентой модели 582 (1966) и Стул с языком модели 577 (1966-7). С 1970-х годов с Artifort сотрудничали различные выдающиеся дизайнеры, в том числе Гийс Баккер, Джаспер Моррисон, Рене Холтен, Патрик Норгет и Ходи Фейз.
Произведения искусства Artifort находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее декоративных искусств и Центре Помпиду в Париже и Музее дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне.
В 1998 году группа Ланде в Шинделе приобрела Artifort у семьи Вагеманов, открыв новые заводы в Шинделе и Ланакене в Бельгии. В 2015 году компания отметила свое 125-летие.