Archizoom
Итальянский коллектив радикального дизайна Archizoom Associati был основан во Флоренции в 1966 году. Придерживаясь позиции бдительности в отношении дизайна, их работа критиковала модернизм и присущую ему склонность продвигать потребительские общества, ориентированные на стиль.
Члены—основатели Archizoom—Андреа Бранци (р. 1938), Жильберто Корретти (р. 1941), Паоло Деганелло (р. 1940) и Массимо Мороцци (1941-2014), с дизайнерами Дарио и Лючией Бартолини, присоединившимися в 1968 году, познакомились во время учебы на архитектурном факультете Университета Флоренции; эти годы в Италии (и за ее пределами) были отмечены экономическим спадом, нехваткой жилья и правительственными беспорядками.
Согласно легенде, молодых архитекторов Флоренции побудил к действию курс Spazio di coinvolgimento (Пространство вовлеченности), преподаваемый Леонардо Савиоли, в котором критиковалось психологическое, социальное и духовное отчуждение, присущее дизайну современных городов. Из класса Савиоли также возникли другие радикальные, антидизайнерские группы, в том числе 9999, Superstudio, UFO и Zziggurat. И все эти итальянские группы также черпали вдохновение в работах неофутуристического британского архитектурного коллектива Archigram, а также в международных представлениях поп-арта.
Первоначально Archizoom получил известность благодаря двум антипотребительским выставкам под названием Superarchitettura, организованным в сотрудничестве с Superstudio, сначала в Пистойе в 1966 году, а затем в Модене в 1967 году. В следующем году Archizoom принял участие в иконоборческой выставке Centro di Cospirazione Eclettica на Миланской Триеннале и разработал серию теоретически управляемых беседок, которые были опубликованы в журнале Pianeta Fresco Этторе Соттсасса.
Самым продолжительным и влиятельным вкладом Archizoom в движение против дизайна стал их "Город без остановок" 1969 года, ироничный городской план для искусственно освещенного, кондиционированного, бесконечного города, который доводит модернистскую идеологию до логической крайности.
Archizoom также был приглашен принять участие в знаковой выставке 1972 года "Италия: новый внутренний пейзаж" в Нью-Йоркском музее современного искусства. Для этой определяющей эпоху выставки Archizoom установил Серую комнату—безликую обстановку, оживляемую только женским голосом, описывающим красивый, красочный дом,—наряду с работами других итальянских визионеров, таких как 9999, Гае Ауленти, Марио Беллини, Джо Коломбо, Группо Струм, Уго Ла Пьетра, Гаэтано Пеше, Альберто Росселли, Этторе Соттсасс и Марко Занузо с Ричардом Сапером.
До того, как они распались в 1974 году, и отдельные участники продолжили свою карьеру, Archizoom разработал ряд знаковых предметов для Poltronova: диван Superonda (1966), Диван Safari (1966-7), Кровать Мечты (1967) и кресло Mies (1969).